sense of colours

 

ОВИ Принт

OVI PRINT

 

На карте

 

125319, г.Москва,

Черняховского 16

8(495) 411-32-86

oviprint@yandex.ru

Главная

Услуги печати

Бумага

Картриджи

Плоттеры

Крепежные элементы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная

интернет-выставка импрессионистов из собрания Государственного Эрмитажа

 

МАРКЕ Альбер Marquet,  Albert 

(1875,  Бордо - 1947, Париж). Французский художник.

Марке было 15 лет, когда его семья перехала в Париж,  где его мать вела скромную торговлю на улице  Монж.  В  1890  в Школе декоративных искусств Марке знакомится с Матиссом и вслед за ним  переходит в Школу изящных искусств,  где они оба становятся учениками  Гюстава  Моро.

По его совету Марке делает в Лувре копии с картин Пуссена, Лоррена, Ватто. В академии  Рансона  Марке  и Матисс учатся у Поля Серюзье, который рассказывает им об Эмиле Бернаре и Гогене.  Впрочем,  Марке предпочитает Коро. У Дюран-Рюэля на улице Лаффитт Марке знакомится с импрессионистами, Сезанном, Ван Гогом. Это побуждает  молодых художников в 1897 писать в Люксембургском саду предвосхищавшие  фовизм  пейзажи  в  чистых тонах.  До 1906 Марке остается верным этой манере ("Пляж в Фекаме",  1906, Париж, Нац. музей современного искусства,  Центр Помпиду).  В 1900  его  работы  принимают в Салон Об щества изящных искусств.  С 1901 он выставляется в Салоне независимых, а в 1903 в Осеннем салоне.  В 1905 он участвует в выставке "диких" на Осеннем салоне.  Матисс примерно  в  это  время  пишет  его портрет (Осло,  Нац. гал.). В 1904 Марке исполняет неожиданный портрет Андре  Рувейра  (Париж,  Нац.  музей современного искусства, Центр Помпиду), а в 1904-1905 портрет  Матисса  в мастерской художника Мангена (там же).  В 1906 появляется паразительное  полотно "Праздник 14 июля в Гавре" (Баньоль-сюрСез,  музей) - шедевр фовистского стиля художника.

В 1907  в  галерее  Дрюэ открывается первая персональная выставка произведений  Марке.  В  том  же  году художник исполняет картину  "Сержант  колониальных   войск" (Бордо,  Музей изящных искусств),  написанную еще в контрастном колорите,  но с большей  мягкостью  в  рисунке и большей тонкостью в  нюансировке  цветов.  Кроме того, он пишет пейзажи Парижа, открывающиеся из окон разных  его  мастерских  набережная Гранд-Опостен, набережная Орфевр,  набережная Сен-Мишель - и  представленные  в разное время суток и в разное время  года.  В  новой  пластической концепции  фовистов оригинальность   Марке заключалась в том,  что  он  не  столько опирался  на  свое воображение,  сколько был внимательным наблюдателем, способным объединить  в  своих  спокойных картинах правдивость форм с поэтичной  сверкающей атмосферой.  Однако он привносит слишком много личностного в простое совершенство видимой реальности.  Фовистский период в творчестве Марке был очень  коротким,  и хотя художник прошел через него,  он никогда не терял из виду ни  Коро,  ни  К. Моне. В 1910-1914  он  создает несколько полусерьезных - полушутливых картин, изображающих   обнаженных  и  полуодетых  женщин ("Подруги",  1912, Безансон, Музей изящных искусств;  "Блондинка", 1912, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду), а также портреты (Марсель Марти, "Портрет жены художника", Бордо, Музей  изящных  искусств),  многочисленные рисунки,  в том числе пейзажные, штриховые,  с  интенсивным освещением.  На городских улицах художник делает с  натуры наброски   простых  людей,  которые потом использует в своих живописных зарисовках парижских видов. Матисс прозвал его "наш Хокусай".

Марке особенно знаменит  как  пейзажист. По  словам его друга Жоржа Бессона:  "От Парижа до Гамбурга,  от Неаполя до Осло, от Марселя до Пирея, от Венеции до Алжира, в сотне городов Европы и Африки, где есть  доки  и подъемные краны,  буксиры, набережные и берега, колеблющиеся мачты, где рождаются рефлексы, - словом, повсюду,  где сияние воды перекликается с изменчивостью неба. Марке - это творец-тиран,  патетикой или  очарованием  своего видения  заменяющий  наше".  Пренебрегая эффектами  смешивания,  он   использовал краски  в том виде,  в каком они выходят из тюбика,  лишь добавляя к  ним  иногда немного бензина или масла.  Он очень высоко ценил чувство и науку о валёрах.  С 1925  он  с не меньшим успехом занимался акварелью. Произведения Марке представлены в  большинстве крупных музеев мира, в частности в парижском Нац.  музее современного искусства. Центре Помпиду, и в Музее изящных искусств в Бордо.

Марке Альбер (1875-1947) — французский живописец и график. В 1890-1895 гг. учился в Париже в Школе декоративных искусств, а с 1895 по 1898 г. — в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро. Писал портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, среди которых — виды моря, изображения гаваней и портов. В созданных художником пейзажах конца 1890 — начала 1900-х гг. заметно сильное влияние импрессионистов, в частности А. Сислея («Деревья в Бийанкуре», ок. 1898, Музей Искусств, Бордо).

В середине 1900-х гг. Марке обращается к художественному методу фовистов. Его пейзажам, написанным в этот период, свойственна колористическая насыщенность, характерная для живописи фовистов, но в то же время в них заметны пространственные отношения, цвета распределяются по своей интенсивности в зависимости от плановой компоновки изображения («Гавань в Ментоне», 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Регата в Фекане», 1906, Музей современного искусства, Париж).

К 1907 г. Марке отходит от экспрессивности фовистского метода и вырабатывает собственный стиль, отличающийся использованием более тонких и спокойных красочных оттенков. Художник очень точно улавливает в цветовом построении, в ритме силуэтов характер изображаемого явления. Он виртуозно передает нежно-серебристую поверхность моря и легкую воздушную дымку облачного дня («Везувий», 1909, ГМИИ, Москва), влажную атмосферу, пропитывающую силуэты береговых построек и парусных лодок («Порт в Онфлёре», 1911, ГМИИ, Москва).

Марке всегда привлекало море, в которое он был влюблен с детства. Еще ребенком он подолгу наблюдал за кипучей жизнью порта, смотрел на изменчивую, но всегда прекрасную стихию. Замечательна его марина «Гамбургский порт» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Желтоватые оттенки воды, черно-красный буксир, медленно идущий по волнам, виднеющиеся вдали дома и заводские трубы — все напоминает о близости большого промышленного города.

Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Приметы города здесь отсутствуют, на полотне — только море и лодки, лишь на горизонте виден величественный силуэт Везувия. Над зеленовато-голубым спокойным морем раскинулось лазурное небо с легкими белыми облаками. Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов. В пейзаже нет напряженности, создаваемой близким присутствием индустриального города, он пронизан поэзией, чувством радости и восхищения красотой природы. Впечатление воздушности и легкости создается особой манерой исполнения: вода написана широкими мазками, сквозь которые просвечивает белый загрунтованный холст. От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж). Море и вся природа в них отходят на задний план, уступая место грузовым судам, буксирам, подъемным кранам и складским постройкам. Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта.

Марке очень часто обращался к образу Парижа. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). Сена, которую живописец называл «единственной рекой Франции», играет большую роль в его парижских пейзажах. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. Марке пишет реку-труженицу, и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен.

Впечатления от путешествий по Франции, странам Европы, Тунису, Алжиру, Марокко вылились в целый ряд полотен («Порт в Роттердаме», 1914, Музей современного искусства, Париж; «Алоэ в Сиди-Бу-Саиде», 1923, частное собрание Париж; «Гаврский порт», 1934, частное собрание, Париж).

В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Убедительно и реалистично изображает художник движение серовато-желтой Сены по которой плывут две лодки под белыми парусами. Картина пронизана свежим, чуть влажным воздухом, чувствуется, что над рекой гуляет легкий ветер, теребящий полотнище флага и покрывающий Рябью поверхность воды. Пейзаж напоминает живопись Моне, который тоже часто изображал Сену, пользуясь импрессионистическими приемами, Марке виртуозно передает живую изменчивость природы, которая в то же время не утрачивает своей материальности. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Очень точно художник передает атмосферу Туниса, Алжира и Марокко, солнечную красоту природы этих стран. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. Большинство картин, посвященных Северной Африке, пронизаны ярким солнечным светом, но Марке писал Марокко, Тунис и Алжир и в пасмурные дни, и тогда его пейзажи становились похожими на зыбкий и фантастический мираж.

Во время Второй мировой войны Марке вернулся из очередного путешествия на родину, но вскоре, как и многим представителям мира искусства, ему пришлось покинуть Париж. В 1945 г. больной художник вернулся в столицу. До самых последних минут своей жизни он писал любимый город, его улицы, площади и мосты.

Множество направлений картинная галерея роспись интерьеров.

 

 

 

 

 

(Источник:  Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»)

НАЗАД