sense of colours
OVI PRINT |
125319, г.Москва, Черняховского 16 8(495) 411-32-86 |
|
|||||
|
Познавательная интернет-выставка импрессионистов из собрания Государственного Эрмитажа
МАРКЕ Альбер Marquet, Albert (1875, Бордо - 1947, Париж). Французский художник. Марке было 15 лет, когда его семья перехала в Париж, где его мать вела скромную торговлю на улице Монж. В 1890 в Школе декоративных искусств Марке знакомится с Матиссом и вслед за ним переходит в Школу изящных искусств, где они оба становятся учениками Гюстава Моро. По его совету Марке делает в Лувре копии с картин Пуссена, Лоррена, Ватто. В академии Рансона Марке и Матисс учатся у Поля Серюзье, который рассказывает им об Эмиле Бернаре и Гогене. Впрочем, Марке предпочитает Коро. У Дюран-Рюэля на улице Лаффитт Марке знакомится с импрессионистами, Сезанном, Ван Гогом. Это побуждает молодых художников в 1897 писать в Люксембургском саду предвосхищавшие фовизм пейзажи в чистых тонах. До 1906 Марке остается верным этой манере ("Пляж в Фекаме", 1906, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). В 1900 его работы принимают в Салон Об щества изящных искусств. С 1901 он выставляется в Салоне независимых, а в 1903 в Осеннем салоне. В 1905 он участвует в выставке "диких" на Осеннем салоне. Матисс примерно в это время пишет его портрет (Осло, Нац. гал.). В 1904 Марке исполняет неожиданный портрет Андре Рувейра (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), а в 1904-1905 портрет Матисса в мастерской художника Мангена (там же). В 1906 появляется паразительное полотно "Праздник 14 июля в Гавре" (Баньоль-сюрСез, музей) - шедевр фовистского стиля художника. В 1907 в галерее Дрюэ открывается первая персональная выставка произведений Марке. В том же году художник исполняет картину "Сержант колониальных войск" (Бордо, Музей изящных искусств), написанную еще в контрастном колорите, но с большей мягкостью в рисунке и большей тонкостью в нюансировке цветов. Кроме того, он пишет пейзажи Парижа, открывающиеся из окон разных его мастерских - набережная Гранд-Опостен, набережная Орфевр, набережная Сен-Мишель - и представленные в разное время суток и в разное время года. В новой пластической концепции фовистов оригинальность Марке заключалась в том, что он не столько опирался на свое воображение, сколько был внимательным наблюдателем, способным объединить в своих спокойных картинах правдивость форм с поэтичной сверкающей атмосферой. Однако он привносит слишком много личностного в простое совершенство видимой реальности. Фовистский период в творчестве Марке был очень коротким, и хотя художник прошел через него, он никогда не терял из виду ни Коро, ни К. Моне. В 1910-1914 он создает несколько полусерьезных - полушутливых картин, изображающих обнаженных и полуодетых женщин ("Подруги", 1912, Безансон, Музей изящных искусств; "Блондинка", 1912, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду), а также портреты (Марсель Марти, "Портрет жены художника", Бордо, Музей изящных искусств), многочисленные рисунки, в том числе пейзажные, штриховые, с интенсивным освещением. На городских улицах художник делает с натуры наброски простых людей, которые потом использует в своих живописных зарисовках парижских видов. Матисс прозвал его "наш Хокусай". Марке особенно знаменит как пейзажист. По словам его друга Жоржа Бессона: "От Парижа до Гамбурга, от Неаполя до Осло, от Марселя до Пирея, от Венеции до Алжира, в сотне городов Европы и Африки, где есть доки и подъемные краны, буксиры, набережные и берега, колеблющиеся мачты, где рождаются рефлексы, - словом, повсюду, где сияние воды перекликается с изменчивостью неба. Марке - это творец-тиран, патетикой или очарованием своего видения заменяющий наше". Пренебрегая эффектами смешивания, он использовал краски в том виде, в каком они выходят из тюбика, лишь добавляя к ним иногда немного бензина или масла. Он очень высоко ценил чувство и науку о валёрах. С 1925 он с не меньшим успехом занимался акварелью. Произведения Марке представлены в большинстве крупных музеев мира, в частности в парижском Нац. музее современного искусства. Центре Помпиду, и в Музее изящных искусств в Бордо. Марке Альбер (1875-1947) — французский живописец и график. В 1890-1895 гг. учился в Париже в Школе декоративных искусств, а с 1895 по 1898 г. — в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро. Писал портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, среди которых — виды моря, изображения гаваней и портов. В созданных художником пейзажах конца 1890 — начала 1900-х гг. заметно сильное влияние импрессионистов, в частности А. Сислея («Деревья в Бийанкуре», ок. 1898, Музей Искусств, Бордо). В середине 1900-х гг. Марке обращается к художественному методу фовистов. Его пейзажам, написанным в этот период, свойственна колористическая насыщенность, характерная для живописи фовистов, но в то же время в них заметны пространственные отношения, цвета распределяются по своей интенсивности в зависимости от плановой компоновки изображения («Гавань в Ментоне», 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Регата в Фекане», 1906, Музей современного искусства, Париж). К 1907 г. Марке отходит от экспрессивности фовистского метода и вырабатывает собственный стиль, отличающийся использованием более тонких и спокойных красочных оттенков. Художник очень точно улавливает в цветовом построении, в ритме силуэтов характер изображаемого явления. Он виртуозно передает нежно-серебристую поверхность моря и легкую воздушную дымку облачного дня («Везувий», 1909, ГМИИ, Москва), влажную атмосферу, пропитывающую силуэты береговых построек и парусных лодок («Порт в Онфлёре», 1911, ГМИИ, Москва). Марке всегда привлекало море, в которое он был влюблен с детства. Еще ребенком он подолгу наблюдал за кипучей жизнью порта, смотрел на изменчивую, но всегда прекрасную стихию. Замечательна его марина «Гамбургский порт» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Желтоватые оттенки воды, черно-красный буксир, медленно идущий по волнам, виднеющиеся вдали дома и заводские трубы — все напоминает о близости большого промышленного города. Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Приметы города здесь отсутствуют, на полотне — только море и лодки, лишь на горизонте виден величественный силуэт Везувия. Над зеленовато-голубым спокойным морем раскинулось лазурное небо с легкими белыми облаками. Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов. В пейзаже нет напряженности, создаваемой близким присутствием индустриального города, он пронизан поэзией, чувством радости и восхищения красотой природы. Впечатление воздушности и легкости создается особой манерой исполнения: вода написана широкими мазками, сквозь которые просвечивает белый загрунтованный холст. От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж). Море и вся природа в них отходят на задний план, уступая место грузовым судам, буксирам, подъемным кранам и складским постройкам. Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта. Марке очень часто обращался к образу Парижа. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). Сена, которую живописец называл «единственной рекой Франции», играет большую роль в его парижских пейзажах. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. Марке пишет реку-труженицу, и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. Впечатления от путешествий по Франции, странам Европы, Тунису, Алжиру, Марокко вылились в целый ряд полотен («Порт в Роттердаме», 1914, Музей современного искусства, Париж; «Алоэ в Сиди-Бу-Саиде», 1923, частное собрание Париж; «Гаврский порт», 1934, частное собрание, Париж). В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Убедительно и реалистично изображает художник движение серовато-желтой Сены по которой плывут две лодки под белыми парусами. Картина пронизана свежим, чуть влажным воздухом, чувствуется, что над рекой гуляет легкий ветер, теребящий полотнище флага и покрывающий Рябью поверхность воды. Пейзаж напоминает живопись Моне, который тоже часто изображал Сену, пользуясь импрессионистическими приемами, Марке виртуозно передает живую изменчивость природы, которая в то же время не утрачивает своей материальности. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Очень точно художник передает атмосферу Туниса, Алжира и Марокко, солнечную красоту природы этих стран. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. Большинство картин, посвященных Северной Африке, пронизаны ярким солнечным светом, но Марке писал Марокко, Тунис и Алжир и в пасмурные дни, и тогда его пейзажи становились похожими на зыбкий и фантастический мираж. Во время Второй мировой войны Марке вернулся из очередного путешествия на родину, но вскоре, как и многим представителям мира искусства, ему пришлось покинуть Париж. В 1945 г. больной художник вернулся в столицу. До самых последних минут своей жизни он писал любимый город, его улицы, площади и мосты. Множество направлений картинная галерея роспись интерьеров.
(Источник: Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»)
|